Мода

Стиль Евгении — императрицы Франции

Французские монархи всегда уделяли моде большое внимание. Франция была законодателем моды для всей Европы, в том числе и для России. Писатели и политические мыслители, особенно в XVIII веке, способствовали тому, что французская культура приобрела общеевропейское значение.

В 1852 году к власти пришёл Наполеон III, началась эпоха Второй империи. Император Наполеон III был сыном Луи Бонапарта, короля Голландии (1806 -1810г.г.) и Гортензии Богарне. После нескольких неудачных попыток захватить власть, в 1848 году он был избран президентом республики, а в 1852 году стал императором Франции. В моду возвращается блеск и пышность – второе рококо или мода императрицы Евгении.

Императорский двор жил по строгому придворному этикету образца Первой империи, с многочисленными придворными и императорской гвардией. Наполеон III, подобно своему дяде – императору Наполеону, стремился ослепить Европу пышностью, блеском и богатством. Париж стал центром моды. В это время растёт производство предметов роскоши, которые становятся одной из самых главных статей экспорта.

Сам император тщательно следил за своей внешностью, имел собственного английского портного – Генри Крида. Именно тогда он ввёл в моду длинные напомаженные усы и испанскую бородку – «эспаньолку».

Императрица Евгения – биография и стиль

Императрица Евгения (Евгения де Монтихо, графиня де Теба) родилась в семье графа и графини Теба в Гренаде 5 мая 1826 года.
Скрабы для ногтей https://www.wildberries.ru/catalog/krasota/nogti/uhod-za-nogtyami/skraby» на WildBerries!

Испанка по крови, Евгения была воспитана на французской литературе. Ее учителем французского был Стендаль, а другом семьи на протяжении многих лет – Проспер Мериме. Евгения получила блестящее образование. Она славилась не только своим образованием, но и красотой. В возрасте 27 лет в 1853 году, она вышла замуж за императора Наполеона III.

Императрица Евгения

Наполеон III и его супруга были обоюдно увлечены стилем XVIII века и стремились его возродить.

После замужества императрица Евгения стала законодательницей моды для всей Европы. Личные вкусы императрицы и её окружения формировали моду 50-х – 60-х г.г. XIX века.

При дворе она установила своеобразный культ Марии-Антуанетты. Императрица восхищалась стилем королевы, трагически закончившей жизнь на гильотине. Она разыскивала ее мебель, подбирала и заказывала копии предметов, любимых королевой, для своих резиденций. Был реставрирован Малый Трианон в Версале, где Евгения собрала вещи казнённой королевы.

На картине Винтерхальтера императрица изображена в бальном платье спустя год после свадьбы – платье на большом кринолине, покрытом белым и шафрановым шёлком, украшенное чёрными бантами, шнурами и бахромой, причёска с напудренными волосами.

Чарльз Фредерик Ворт стал создателем платьев для императорского двора, как Герлен – знаменитых духов… Он обладал незаурядным дарованием художника, и в своём, сначала небольшом ателье, Ворт был и модельером, и закройщиком. Новинкой Дома Ворта стал кринолин, который сзади был шире, чем спереди. Первой великосветской заказчицей была княгиня Меттерних, по рекомендации которой императрица Евгения сделала Ворта придворным портным, что положило начало его процветанию.

В Париже возник первый Дом мод – Дом Ворта. Ворт стал основным законодателем мод в Париже и нажил огромное состояние. Его предприятия настолько процветали, что привлекли внимание не только модниц, но и знаменитых писателей того времени, таких как Эмиль Золя, который увековечил Ворта в своих романах – «Дамское счастье» и «Западня». Ворт умело использовал события, которые вызывали всеобщий интерес – например, сочувствие к освободительной борьбе Италии, к её народному герою – Джузеппе Гарибальди, были созданы верхняя короткая бархатная одежда для женщин и низенькая бархатная шапочка – «а ля Гарибальди».

В годы правления Наполеона III императрица Евгения ввела в Европе моду на комфорт, путешествия, духи, большие отели, отдых на побережье. Именно для своей жены Наполеон III построил в Биаррице знаменитый отель Hotel du Palais – вилла «Евгения». Париж привлекал множество туристов со всего мира. И была даже создана индустрия сувениров для любителей путешествовать. Императорская чета более всего любила пригород Парижа – Тюильри.

Париж стал поставщиком различного рода роскошных новинок модного рынка. И его влияние в Европе ещё более возросло, даже на Лондон, особенно после 1861 года, когда королева Виктория потеряла своего любимого супруга, принца Альберта, и погрузилась в глубокий траур. Именно в этот период Франция стала крупнейшим производителем парфюмерии. Пьер-Франсуа Паскаль Герлен создал Eau de Cologne Imperial (одеколон «Империал»), который привёл императрицу в восхищение, и получил статус придворного парфюмера. Затем последовали прекрасные ароматы: Parfum Imperial, Parfum De France, Parfum d’ Imperatrice, Bouquet Napoleon.

Императрица любила живопись, и среди многих художников выделяла немецкого портретиста Винтерхальтера, который написал большую часть ее портретов. Художник стал популярен в кругах знати и прославился огромным количеством портретов светских красавиц.

Эстетические идеалы Франции формировались под влиянием самой императрицы Евгении. Стиль императрицы Евгении называют стилем рококо, который основан на подражании художественных форм искусства Франции середины XVIII века. Как в костюме, так и в интерьере прослеживается стремление воскресить характер изящного искусства ушедшего века с его изысканностью и нарядностью. Появляются отдельные элементы, позаимствованные из стиля рококо, возвращается кринолин, который имеет форму купола, а затем колокола, и состоит из металлических прутьев.

Платья на кринолинах в эпоху второго рококо были легче прежних, объём которых формировался из нескольких нижних юбок на волосе. Однако и этим владелицам таких платьев было весьма некомфортно. Например, непросто было присесть или полежать на зелёной лужайке, ведь в 50-е – 60-е годы XIX века стало модно выезжать за город на весёлые пикники – дамы выглядели просто смешно, да и обручи иногда ломались.

Образы эпохи Императрицы Евгении на картинах художника Винтерхальтера

Силуэт строится на создании чётко очерчённого треугольника с широким основанием. Декор костюма создаётся в горизонтальном расположении, что представляет весь образ несколько перегруженным и приземлённым. Лиф платья кроился с глубокими вытачками для плотного прилегания по фигуре и оканчивался спереди длинным мысом. Плечи были приспущены, талия узкая. Иногда лиф имел баску, что выглядело как жакет. Рукава расширялись книзу колоколом и создавали плавную линию от покатого узкого плеча к широкой объёмной юбке.

Расширенные рукава, перегруженность декором отяжелили нижнюю часть фигуры, поэтому плечи казались более узкими, а талия – более тонкой. Глухие лифы платьев также делались с рукавами-колокол, которые оканчивались кружевными или гладкими манжетами. Бальные платья были с глубокими декольте и короткими рукавами, но при этом пышными, которые отделывались оборками, кружевами, лентами. Иногда рукава полностью отсутствовали, обнажённые плечи прикрывались широким воротником – «берта».

В бальных нарядах всегда были огромных размеров кринолины. На юбках драпировали такие лёгкие ткани как тюль, газ, на которых были гирлянды цветов или воланы из кружева, лент, атласа, тафты. Тканей на такие наряды шёл огромный метраж, иногда до 15 метров. Принт тканей был с растительными узорами, полоска, клетка, были и рельефные рисунки на гладких материях, что создавало необычайный эффект.

Образы эпохи Императрицы Евгении на картинах художника Винтерхальтера

Для воланов выпускали купоны с узорами, расположенными по краю. В качестве декора использовались рюши, бахрома, тесьма, разного рода шнуры и шнурочки. Декор становится всё разнообразней и изощрённее. В дополнение ко всему дамы украшали себя и драгоценностями – крупные ожерелья, браслеты. На полотнах художников тех лет можно увидеть на руках красавиц не один крупный браслет, а несколько. Именно в это десятилетие, в 50-х годах, появляется фотография, которая даёт нам возможность приблизиться к реальному историческому костюму.

Волосы взбивают и завивают, укладывают в пышный валик, закалывают всю массу волос в пучок, который располагается низко на шее. Наряду с такой причёской, носили и тяжёлые локоны, располагавшиеся вдоль лица. Причёску украшают кружевными наколками, искусственными цветами, лентами.

Головные уборы в виде капора с маленькой тульей носили ближе к затылку. Зимние шляпы делали из плюша, бархата, плотного шёлка. А летом дамы носили круглые флорентийские плоские шляпки из итальянской соломки с высокой или низкой тульей, широкими полями, с чуть приспущенными спереди и опускавшимися вниз сзади, а также соломенные английские шляпы с широкими полями.

Ворт изобрёл маленькую шляпку, которую впервые надела его жена, Мария Ворт – шляпа «баволе».

Верхняя одежда – это мантильи, накидки с большим изобилием декора, большие шали. В туалете дамы видное место занимает жакет – широкий и свободный, сильно-облегающий и полуприлегающий, летние с короткими рукавами, а зимние на меху. Жакет «казак» тесно облегал фигуру, имел высокую до самой шеи застёжку и широкую баску. И этот предмет женского туалета украшался обилием декора – на нём были галуны, тесьма, вышивка, множество пуговиц, шнуры. Но мог быть и гладким без обилия декора.

Именно с этого времени можно считать возникновение костюма – жакет и юбка, который получает значение визитного уличного туалета. В эти же годы начинается развитие железнодорожного и водного транспорта, и это потребовало специальной одежды для путешествий – появились накидки бедуин и бурнус, которые расшивались на восточный манер, популярен стал капюшон, плед, редингот и прочие дорожные пальто.

Именно в 50-х годах в качестве верхней женской одежды появляются короткие и длинные пальто. Но форма верхней одежды всегда была продиктована объёмами платья, поэтому тогда получили большую популярность всевозможные накидки. Но самой любимой верхней одеждой были шали.

В 1867 году Домом Ворта были введены юбки без кринолина. Платье на картине «Весна» Альфреда Стивенса представляет именно то, которое было в этот период, когда кринолин был выведен из моды, а турнюр ещё не успел занять свою главенствующую роль в женском наряде.

Цветовая гамма 50-х – 60-х была разнообразна, всё зависело от возраста – девушки и молодые женщины носили платья светлого цвета – белый, крем, слоновой кости, розовый, голубой, жёлтый разных оттенков, дамы старше выбирали зелёные цвета различных оттенков, коричневые. Пожилые дамы в качестве нарядного платья могли выбрать платье светло-серого, лилового или сиреневого цветов.

Платья чёрного цвета носили как траур. Из чёрного бархата можно было сшить вечернее платье или верхнюю одежду, например, шали. В 60-х годах был распространён цвет – «цвет нильской воды» – бирюзовый, в связи со строительством Суэцкого канала. В 50-х годах появились анилиновые красители, которые дали возможность окрашивать ткани в самые невиданные оттенки.

Одним из самых модных аксессуаров были зонтики. Их делали из шёлка или ситца, декорировали аппликацией, цветами, кружевом, отделывали лентами и бахромой.

После падения империи в результате Франко-прусской войны император и его семья скрылись в Англии, где в 1873 году Наполеон III скончался, а императрица Евгения прожила ещё долгую жизнь в изгнании и скончалась в Мадриде в 1920 году.

Возможно слово «мода» для некоторых людей звучит несколько легкомысленно или даже сумасбродно, но на самом деле мода выражает стиль жизни общества, и любое изменение в крое, деталях одежды – это тяга к переменам. И каждый человек, нравится ему это или нет, вынужден покоряться этим переменам.

Источник: http://mylitta.ru/1708-empress-eugenie.html

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *